18 Ноя

Пранаяма — теория и практика с монахом Раманатхой

Пранаяма

Пранаяма — это управление праной (жизненной силой) за счет определенных дыхательных упражнений в йоге.

Все, что существует во Вселенной — это проявления праны. Благодаря ей дует ветер, дрожит земля, горит огонь, летают самолеты, светят звезды и думает философ). Прана — понятие универсальное. Мы существуем в океане праны, в котором каждое живое существо — порыв ветра. Йоги утверждают, что жизнь — это непрерывный процесс накопления и преобразования праны в средство влияния на свой внутренний и окружающий мир.

Согласно постулату йоги, практически все болезни — это результат неправильного распределения праны в организме. Любой человек, научившись накапливать, управлять и распределять жизненную энергию (прану) по собственной воле, в состоянии контролировать свое физическое и духовное здоровье. Овладение подобной техникой является основной задачей пранаямы.

Прослушав вебинар монаха Раманатхи, вы узнаете:

  • Что подразумевается под праной?
  • Законы циркуляции праны
  • Какое место занимает пранаяма в практике йоги
  • Последовательность шагов в тренировке пранаямы
  • Классы пранаям, условия выполнения пранаямы
  • К чему мы идем, практикуя пранаяму?
  • За счет чего происходит очищающий эффект пранаямы?

Также прозвучат ответы на вопросы слушателей:

  • Проявления праны на природных местах
  • Возможные ошибки при выполнении полного дыхания и практики пранаямы
  • Как может проявиться в жизни неправильность практики пранаямы
  • Медитация и остановка дыхания
  • Как справиться с фобиями?
  • Можно ли не вернуться из самадхи?
  • Правила выполнения пранаям анулома-вилома и сахита-кумбхаки

и другие….

Пранаяма — вебинар с Раманатхой

Практикуете ли вы пранаяму?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Текстовая версия вебинара:

Раманатха: Намасте! Я всех приветствую на нашем вебинаре. Сегодняшняя тема нашего вебинара – «Искусство пранаямы».

Что такое прана? Часто мы оперируем таким терминам, как прана, подразумевая под этим какую-то энергетическую субстанцию. В одном из священных текстов Парвати спрашивает у Шивы: «Объясни, что такое прана?» Шива ей отвечает: «Ответа на этот вопрос не существует». Прана, или вселенская жизненная энергия, совершенно непостижима. Мы можем переживать различные энергетические проявления, но по-настоящему объяснить, по каким законам функционирует прана — это совершенно непостижимо, это из той же категории, если попытаться объяснить, что такое сознание. Существует достаточно много указующих наставлений на то, как быть осознанным или как понять, что такое сознание. Но по-настоящему прочувствовать, понять, промедитировать, что такое сознание, можно только на личном опыте.

Точно так же в отношении праны. Вселенская прана, или маха-прана, огрубляется на более грубые проявления. Изначальная энергия сначала делится на три фундаментальные гуны — раджас, тамас и саттва. После этого эта энергия делится на пять элементов: земля, вода, огонь, ветер, пространство. И мы, являясь микрокосмосом, как физическое тело, как отдельная душа, являемся носителем всех вселенских энергий.

Развернуть всю текстовую версию
Что подразумевают зачастую под праной? Существует общее понятие «прана», как энергия, которая наполняет жизненной силой наше энергетическое тело. Более часто под праной подразумевают пранавайю — это та энергия, которая циркулирует в области груди, циркулирует, как энергия ветра, по всему тонкому энергетическому телу; иногда под праной понимают ауру человека; иногда под праной понимают энергетические каналы. Скажем так, что понятие праны стало просто синонимом вообще энергетического тела человека, так и называют его – праническое тело. Но при детализации мы видим, что на самом деле энергетическое тело подразделяется на различные классы. Первый класс – это 72 тысячи энергетических каналов. Энергетические каналы имеют скопление сплетений, которые называют чакрами (или марма). В свою очередь, пять главных пран, которые циркулируют вокруг и внутри нашего тела: апанавайя, которая циркулирует ниже пояса (от области таза, бедра, голени…) — это первая прана; саманавайя, которая циркулирует в области живота, поясницы – это вторая прана; собственно сама пранавайя, которая циркулирует в области груди, спине и рукам; упанавайя циркулирует от области горла и выше, области головы; и пятая вайя – энергия, которая окружает все наше физическое тело (собственно ее иногда еще называют аурой – вьяновайя). Почувствовать эти праны не так сложно — по мере очищения энергетических каналов, по мере практики хатха-йоги или кундалини-йоги, даже по мере практики очищения физического тела с помощью диет, голодания и просто здорового образа жизни, любой человек может настроиться на ту или иную область тела и почувствовать, как там циркулирует прана.

У праны есть свои законы циркуляции. В аюрведических текстах, в ведической традиции, в даосской традиции все эти законы описаны, и очень сложны. В каком-то смысле, полностью понять законы циркулирования праны и описать их невозможно. Почему? Потому, что прана напрямую зависит от состояния сознания. Есть определенная матрица описания того, как, по каким законам циркулирует прана в теле человека класса таких существ, как йоги. Но, тем не менее, нет жесткой заданности и однозначности, как прана должна циркулировать. Поскольку как только включается фактор осознанности, фактор сознания, то прана может менять свое направление движения — она может собираться, конденсироваться, вообще может измениться очень сильно энергетическая конфигурация человека. Например, на этом свойстве, свойстве собирания энергии праны в энергетических центрах, построена шат-чакра-йога, поскольку закон шат-чакра-йоги гласит, что там, где сфокусирован наш ум, где сфокусировано сознание, там и собирается прана. Как говорят, прана слепа, и в сознании прана не имеет своей мудрости, куда ей двигаться, потому что сама энергия безличностна. Это можно посмотреть на примере бессознательной жизни. Человек, который живет бессознательной жизнью, не эволюционирует. Такой человек живет как бы в одной плоскости. Но как только человек привносит ясность, здравый смысл в собственную жизнь, прана начинает трансмутироваться, преображаться, и такой человек начинает по-настоящему эволюционировать. Всегда, взаимодействуя со своим энергетическим телом, нужно понимать, что у праны есть своя мудрость потенциальная, но для того, чтобы ее распечатать, нужно привносить фактор осознанности. Фактор осознанности и является тем ключом, который раскрывает глубинный потенциал праны в нашем теле, как потенциал маха-праны – вселенской энергии.

С точки зрения логики практики, с точки зрения йоги считается, что сначала приступают к очистительным процедурам – крийям. Когда очищают органы, приступают к асанам. Что делают асаны? Асаны выпрямляют энергетические каналы, они их делают прямыми. Мы, люди, зачастую не подозреваем, насколько наше энергетическое тело перекошено. Отчего оно перекошено? От того, что перекошено наше физическое тело. Отчего перекошено наше физическое тело? От того, что перекошена вся наша жизнь. И вот эта связка – перекошенность внешней жизни и перекошенность нашего физического и энергетического тела – такой замкнутый круг. Если мы начинаем выпрямлять энергетические каналы, если мы начинаем их очищать, то выпрямляется, скажем так, и относительная жизнь: очищаются отношения, и внешние ситуации становятся более саттвичными, более чистыми, более гармоничными. Если мы пронаблюдаем за людьми, которые начинают жить здоровым образом жизни, практиковать хатха-йогу или, хотя бы, фитнес-йогу (более простой вариант), которые занимаются медитацией, пранаямой — их внешняя жизнь налаживается. То есть, иногда можно сказать так, что если есть проблемность в относительной жизни, не спеши ее как-то решать в лоб, попробуй сначала остановиться, попробуй услышать свое физическое тело: может оно где-то болит, может, есть зажатость в энергетических каналах, или какой-то орган давно чувствует свою ущербность под влиянием какого-то психологического стресса. Нужна для начала просто остановка. Нужно поработать со своим физическим телом, нужно помочь ему восстановиться. Бывает так, что этого достаточно, чтобы восстановилась какая-то внешняя жизненная ситуация, если, конечно, она не очень глубокая, кармическая.

Считается, что хатха-йогу, в частности – асаны, практиковать можно и нужно практически всю жизнь, поскольку это залог здорового тела, здоровой энергии. Не всегда нужно практиковать асаны каждый день, достаточно 2-3 раза в неделю, если сделан определенный очистительный прорыв. Для поддержания своего тонуса достаточно выполнять комплекс асан, который занимает полчаса, час, полтора часа, практически всю свою жизнь.

Вторым шагом, который идет после асан, является пранаяма. Считается, согласно исследованиям, что когда мы вдыхаем, то во вдыхаемом воздухе содержится примерно 21% кислорода (О2);  когда мы выдыхаем, то в содержимом воздухе того же кислорода содержится 16%. Это говорит о том, что мы не полностью усваиваем кислород во вдыхаемом воздухе. На этом моменте построены многие пранаямы, когда практикуются вдох-задержка-выдох. Существуют некоторые болезни, которые обусловлены тем, что в организме не хватает кислорода и, как ни парадоксально, для того, чтобы повысить уровень кислорода, нужно не дышать чаще, а нужно удлинять дыхание, делать его более длительным для того, чтобы сбалансировать уровень кислорода в физическом теле.

Искусство пранаямы, согласно наставлениям йогических мастеров, требует особой щепетильности. Есть такие сравнения, что укротить льва, тигра или слона намного проще, чем укротить прану, поскольку если попытаться укрощать ее слишком быстро, она может просто убить.. такие вот аналогии приводятся.

В связи с чем это связано? В связи с тем, что пранаяма связана с таким важным физиологическим механизмом, как дыхание. Когда мы начинаем искусственно изменять ритм дыхания, то это влияет практически на все жизненные функции организма. Если мы посмотрим на йога, находящегося в состоянии инсайта (самадхи) — что происходит с человеком, который находится в самадхи? У него останавливается дыхание и сердце. Вот мы имеем две крайности: обычный человек, который дышит 15 раз в минуту, и йог, находящийся в неподвижности, но его дыхание остановлено, сердце остановлено… но он не умер, он находится в состоянии инсайта. В таком состоянии он может находиться достаточно долго,- столько, сколько он решит. Существует такое достаточно редкое явление, когда в таких состояниях люди находятся годы, десятки лет и даже тысячелетия. Эти явления показывают то, что для того, чтобы человеку жить, не обязательно дышать. То есть, существо может выйти на такой уровень, когда потребление праны, потребление энергии через дыхание может не быть необходимым. Другой момент: для того, чтобы жить в этом измерении, неизбежно нужно дышать, и, когда человек прекращает дышать, он просто оставляет это измерение и переходит в тонкое измерение — в астральное или каузальное. Поэтому существа, которые находятся в самадхи, не находятся здесь, в физическом мире, они выходят из тела и находятся в тонких телах.

Само искусство пранаямы требует последовательности. Считается, что сначала нужно научиться правильному йогическому дыханию. Или, как его еще называют,  полное йогическое дыхание. Обычно мы дышим поверхностно. Дышим поверхностно означает, что мы дышим верхней частью груди. Йогическое дыхание подразумевает, что мы начинаем включать не только грудь, но и, так называемое, нижнее дыхание – область живота. На самом деле, мы животом не дышим, но стенка живота присутствует в акте опускания диафрагмы — таким образом расширяется область легких. В полном йогическом дыхании мы сначала тренируемся в том, чтобы вдыхать нижней частью живота.

Техника выполнения йогического дыхания какая? Мы делаем вдох носом и при этом раздвигаем, расширяем живот в первую очередь; и только во вторую очередь наполняем область легких, т.е. грудная клетка расширяется во вторую очередь. Когда мы делаем выдох, мы сначала выталкиваем воздух из верхней части тела, сжимая ребра; и во вторую очередь сжимаем область живота. Вот такое дыхание является правильным, поскольку такое дыхание стимулирует, кроме области груди, органы желудочно-кишечного тракта за счет движения стенки живота, и физиология от этого только выигрывает. Иногда нужно тренироваться в полном йогическом дыхании, чтобы физиология дыхания стала на автомате правильной. Как говорят: «Посеешь привычку – пожнешь характер». Так же и здесь — для того, чтобы перестроить работу своего физического тела в правильный ритм, нужно просто «посеять» правильную привычку.

С точки зрения тренировки пранаямы считается, что нужно вначале отрегулировать одинаковость вдоха и выдоха. Если мы понаблюдаем за своим дыхание, мы можем увидеть, что зачастую (как правило, практически у всех), вдох короче выдоха. И считается, что из-за того, что вдох короче выдоха, мы теряем больше жизненной энергии, т.е. мы выдыхаем из себя больше энергии, чем ее потребляем, из-за этого наша жизнь становится короче. Чем больше человек делает глубоких выдохов и меньше вдохов, тем быстрее он рассеивает свою жизненную энергию. Как это восстанавливается? Это восстанавливается за счет того, что мы учимся делать промежутки вдоха и выдоха одинаковыми. Нужно начинать приучать свою физиологию к другому ритму, к соотношению 1:1. На этом построен принцип фундаментальной базовой пранаямы – анулома-вилома пранаямы.

Существует класс пранаям, которые состоят из равных пропорций вдоха-выдоха либо вдоха-задержки-выдоха, и называется самрити-пранаямы. И существует другой класс пранаям – вишсамрити-пранаямы — когда вдох, задержка и выдох уже отличаются пропорциями. Например, когда учатся делать вдох на одну единицу, а выдох — на две единицы. Но первой задачей, я повторюсь, является отрегулировать вдох-выдох и хорошо наработать уровень пранаямы соотношения 1:1.

Что касается условий для практики, считается, что пранаяма должна проводиться в чистом, спокойном месте, чтобы не было внешних раздражителей, поскольку при практике пранаямы глаза должны быть закрытыми, а уши включены и активными. То есть, мы должны быть бдительными и слушать свое дыхание. Правильная пранаяма должна приводить к успокоению и очищению сознания. Если человек, практикуя пранаяму, где-то форсирует, либо его ум становится беспокойным, характер огненным, то это прямой признак того, что есть перекос. Снова повторюсь, что искусство пранаямы – очень тонкое, эта практика на много лет и на всю жизнь, и, желая себе блага, нельзя форсировать, потому что любое форсирование здесь приводит к ошибкам и изъянам, а потом к болезням, которые достаточно сложно вылечить. Причем вылечить медицинскими способами их практически невозможно, вылечить их можно только правильной практикой. Поэтому зачастую говорят, что кундалини-йогу не рекомендуется практиковать без инструктора, без наставника, без гуру — без того, кто прошел этот путь, или хотя бы на несколько ступеней вперед. Потому, что склонность духовного искателя всегда —  как можно быстрее получить пользу от духовной практики, где-то форсировать свою практику, делать задержки дыхания как можно побольше, поглубже, подольше; но, к сожалению, это зачастую приводит к срывам и к болезням.

Считается, что тот, кто практикует пранаяму анулома-вилома, тренируется в практике соотношения 1:1, согласно ведическим текстам может прожить 160 лет. Здесь, конечно, нельзя смотреть так прямолинейно: если я завтра начну делать эту пранаяму по 1 часу в день, проживу 160 лет…Конечно, еще имеет значение множество других факторов, огромное количество факторов: здорового образа жизни, как такового, среда обитания, род деятельности, даже карма, как таковая, т.е. прописано ли жить долго, позволяет ли прарабха-карма (прошлая карма) жить долго. Но, тем не менее, не все факторы являются жестко заданными, поскольку пранаяма, как и любая другая практика, является очистительной. Что значит очистительной? Это значит, что пранаяма изменяет линию судьбы. Почему? Потому, что судьба записана в тонких телах. А когда мы практикуем, мы начинаем с помощью метода вычищать записи в тонких телах, и мы становимся свободными от них.

Существует очень много детальных наставлений по поводу того, как практиковать пранаяму. Практика пранаямы требует детального инструктажа и вхождения, погруженность в практику. Считается, что кундалини-йога – это мощный двигатель, который может глубоко трансформировать человека, поскольку энергия эта — всегда живая сила, прямо действующая на тонкое тело. И для того, чтобы эта трансформация происходила, нужны условия. Дивья Лока является таким местом, где это может происходить под руководством и присмотром глубокой практики, такая возможность планируется для мирян.

Что касается эффективности пранаямы. К чему мы идем, практикуя пранаяму? Мы идем к тому, чтобы быть способным управлять своей праной, поскольку обычный человек не управляет своей праной. Апанавайя — в области таза стремится вниз, саманавайя – в области живота контролируется не полностью, пранавайя стремится вверх, упанавайя стремится вверх… иногда происходят так называемые разрывы пран, дисбалансы пран. Особенно, если человек занимается очень много умственной деятельностью, мало двигается, если человек получает много стрессов по жизни, то все это сказывается, и это не может не сказываться, потому что мы, как люди — существа живые, очень тонкие. Механизм самовосстановления заложен внутри нас, но этот механизм настолько стал закрытым, что для того, чтобы распечатывать этот механизм, нужно применять методы: асаны, пранаямы…

Существует еще целый ряд факторов, влияющих на долголетие и продолжительность жизни. Например, существуют положительные факторы, влияющие на старение, и вот согласно социологическим исследованиям последних лет, выделен целый ряд таких факторов. Эти условия достаточно социальные и разноплановые, не прямо йогические:

1)  Счастливый брак;

2) Удовлетворенность работой;

3) Чувство личного счастья;

4) Способность легко смеяться;

5) Удовлетворенность половой жизнью;

6) Способность заводить и поддерживать тесную дружбу;

7) Регулярность повседневной жизни;

8) Регулярность в работе;

9) Не менее одной недели отпуска в году;

10) Ощущение власти над своей личной жизнью;

11) Опыт, приносящий радость, и хобби, дающее удовлетворение;

12) Способность легко выражать чувства;

13) Оптимистический взгляд в будущее;.

14) Ощущение финансовой уверенности, жизнь по средствам.

Если мы проанализируем, что это за качества — это качества полноценно функционирующего человека, который верит и доверяет бытию, который является проводником Божественной энергии, который верит в то, что он не является просто телом. Такие качества присущи человеку, который знает, что физическое тело – это просто инструмент, и этот инструмент живет по определенным ритмам, поскольку во Вселенной все живет по своим ритмам. И если мы свое тело изнашиваем — работаем на износ, думаем на износ и даже практикуем на износ — то это бытию не нравится, от этого люди быстрее стареют, болеют и умирают.

Нужно понимать, что бытию угодна ритмичность, потому что Вселенная живет по ритмам: напряжение-работа-отдых. Ритмичность мы можем увидеть везде: в отношениях, в смене сезонов, в социальных явлениях… и пранаяма является такой мини-моделью ритма, монотонного такого ритма: вдох-задержка-выдох, вдох-задержка-выдох… На определенном микроэнергетическом уровне мы учимся такой ритмичности. Эти качества, которые перечислены в отношении людей, живущих более долго, как раз и проявляются у тех, кто практикует пранаяму. Те, кто практикует пранаяму, становятся более радостными, более открытыми, более доверчивыми; они легко движутся по жизни, поскольку энергия за счет пранаямы начинает более свободно циркулировать по тонкому телу. Поскольку энергия и сознание связаны между собой, как две стороны одной монеты, меняется характер, меняется вообще отношение к жизни потому, что объективной жизни, как таковой, не существует, жизнь всегда субъективна. То, как мы воспринимаем мир, в цветных красках или черно-белых, целиком определяется кармическим привкусом нашей энергии. То есть, как мы вибрируем на энергетическом уровне, так мы и воспринимаем внешний мир.

За счет чего происходит очищающий эффект пранаямы? Существует фундаментальная пранаяма: анулома-вилома, самхита-кумбхака-пранаяма, построенная на попеременном дыхании через левую и правую ноздрю. Что происходит в этом случае? Происходит двойное усиление потока то через один канал, то через другой канал — лунный и солнечный. И вот этот двойной посыл энергии начинает постепенно-постепенно очищать и вытеснять все информационные наслоения в этих каналах.

С точки зрения энергетического тела мы состоим их 72 тысяч энергетических каналов, из которых центральный канал, идущий через позвоночник, является главным. Вокруг него пересекаются два канала – лунный и солнечный. В пересечениях этих каналов формируется то, что называется чакрами. К этим каналам подключены все остальные энергетические каналы. Поэтому с точки зрения йоги важны три канала, а с точки зрения освобождения – один центральный канал, поскольку он является стержнем, к которому подключены все другие каналы. От того, насколько мы сможем высвободить энергию из центрального канала, мы сможем создать потенциал высвобождения из боковых каналов (ида и пингала), из всех вторичных каналов энергетического тела. Считается, что совершенством в очищении энергетического тела является, когда йог способен управлять сиддхи. Например, существуют известные такие артефакты, как отпечаток стопы некоторых сиддхов, — так на горе Кайлас отпечаток ноги Миларепы. Почему он смог так сделать? Потому, что он смог так очистить свое энергетическое тело, что оно стало совершенно нематериальным, то он смог сделать отпечатки в камнях; т.е. для него перестали существовать твердые объекты как таковые. Он был способен перейти на уровень вибраций и изменить уровень вибрации не только своего физического тела, но и уровень вибрации таких объектов как камни.

Вопрос: (помехи, не все слова понятны) Получается, что прана сама по себе нейтральная. Она светится, она существует везде, ее видно, она сама по себе бесконечна. Это колоссальный безграничный источник мироздания. В определенном месте, где природа, место силы, происходит произвольный вздох, останавливаешься на месте и … По-первости тело начинает расти … со временем тело, наполненное праной, начинает светиться, в десятки раз увеличилось видение будущего…

Раманатха: Что касается проявлений на природных местах, где внешняя прана имеет высокую вибрацию, то, гуляя в тех местах, человек получает дополнительный поток праны. Больше на таких акцентах сосредоточено пранаведение. В чем отличие между пранаведением и кундалини-йогой? Кундалини-йога больше сосредоточена на управление внутренней энергией, на внутренний микрокосм; пранаведение сосредоточено на том, что мы воспринимаем внешние объекты элемента пространства: ландшафты, какие-то озера, горы, реки, леса, и у этих больших объектов есть прана, она чистая и очень сильная. И мы, когда напитываемся, если мы осознанно выполняем такой метод, мы начинаем эту прану вбирать. Но даже если мы просто гуляем по таким местам, то за счет эффекта резонанса происходит выравнивание энергетического тела, почему многие и любят ходить в походы: ходят в горы, едут к морю, едут на природу. Потому, что сама природа балансирует энергетическое тело. В предстоящем йога-туре мы и будем этим заниматься. Мы будем настраиваться на природные элементы, на места силы с тем, чтобы получить дополнительный заряд праны.

Вопрос: Почему считается, что если выдох длиннее, чем вдох, то человек способен больше отдавать, а не брать?

Раманатха: Это социальное объяснение. Есть более эзотерическое объяснение, что, если человек больше выдыхает, то он больше теряет жизненной энергии. Больше отдавать – это весьма относительное определение; отдавать можно тоже по-разному. Например, какой-то человек хочет быть очень известным. Но известным можно быть тоже по-разному: можно быть известным в хорошем смысле этого слова, а можно быть известным в плохом смысле. Имеет значение не количество, а качество. Что касается энергии «отдавать», то мы, являясь относительными существами, естественно отдаем что-то во внешний мир. Здесь нужно смотреть на другое — с какой позиции ты служишь миру; с какой мотивацией ты отдаешь другим. То есть, это больше фактор сознания — если ты отдаешь другим неэгоистично, вступая во взаимоотношения с другими людьми, служишь им через это.

Вопрос: У меня отец практически всегда дышит левой ноздрей и у него много болезней питы. Ему анулома-вилома поможет? Или в принципе опасна для него? У него есть вредные привычки, и он ведет нездоровый образ жизни.

Раманатха: Первое — прекратить нездоровый образ жизни и вести здоровый образ жизни. Второе — почистить организм. Потом асаны. И только потом пранаямы. Потому, что он не будет пранаямы выполнять, а если и будет, то нужна будет сила воли. В принципе, чтобы начать практиковать при прочих разных факторах, имея высокую мотивацию, то за какое-то время (несколько месяцев, может быть год-два) у него могут исчезнуть вредные привычки, просто ему не захочется это делать – жить нездоровым образом жизни. То, что вдох только через левую ноздрю — это крайность, не должно быть так. Согласно свара-йоге у здорового человека происходит чередование дыхания через левую и правую ноздрю каждый час. Это нормально, когда одна из ноздрей более активная, и смена ноздрей должна происходить. Неправильно, когда одна ноздря активна долго: несколько часов, несколько дней, месяцев и даже лет — это явный перекос, это путь к болезни. Например, когда человек заболевает простудой или гриппом, он сразу замечает, что происходит сбой в ноздрях — одна ноздря забивается, другая открывается. Поэтому активность той или иной свары (или той или иной ноздри) является показателем того, дала ли физиология сбой или это нужно выравнивать. В принципе сама анулома-вилома пранаяма способна выровнять перекос левого и правого канала. Почему? Потому, что происходит немного необычное явление, когда мы закрываем правую ноздрю, пропускаем воздух, закрываем ноздрю и, если ноздря была не активна, то она вынуждена стать активной, т.к. мы силой ее открываем.

Вопрос: Какие ошибки можно совершить при выполнении полного дыхания?

Раманатха: Главное, что должно присутствовать в любой пранаяме, да и вообще в жизни, — спина должна быть прямая. Не должно быть перекосов плеч, перекосов спины, не должно быть искривления в области поясницы вперед или назад. Все это исправляют асаны. Если мы регулярно практикуем асаны, то наше физическое тело становится стройным, пропорциональным, выверенным; происходит выравнивание, выпрямление не только энергетических каналов, но и физиологии — это важно. Не должно быть сутулости, не должна голова быть закинута или перекошена. Это фундаментальные правила любой пранаямы, в том числе и полного йогического дыхания. Хотя существует большое количество таких очень тонких поправок.

Вопрос: Полное дыхание. На выдохе сначала воздух выталкивается из груди, потом из живота?

Раманатха: На вдохе — сначала живот, потом грудь; на выдохе — сначала грудь, потом живот.

Вопрос: Каждый раз, когда я вновь начинаю практиковать пранаяму, у меня происходят в жизни проблемы на работе, в личной жизни… страшновато. Как избежать рисков и опасностей подобного типа или минимизировать последствия?

Раманатха: Здесь может быть определенная двоякость. Во-первых, нужно быть готовым к тому, что духовная практика меняет жизнь. Но нужно очень внимательно смотреть на то, как она меняется. Если она меняется и происходит вокруг негармоничность, либо ситуации вроде бы и развязываются, но они развязываются некрасиво и тяжело, то это признак того, что, возможно, есть неправильность практики: возможно, практика эгоистична, эгоцентрична, через усилие, через неправильную волю, через неправильную мотивацию.

Нужно понять: а зачем я практикую? зачем мне жить долго? зачем мне быть здоровым? Здоровым быть для того, чтобы жить эгоистично? Бытию это не угодно. Жить долго для того, чтобы жить эгоцентрично? Не заниматься служением? Бытию это тоже не угодно. Нужно правильно выстраивать мотивацию. Жить долго для того, чтобы быть проводником божественных энергий — это бытию угодно. В таком случае Вселенная нам будет всегда помогать: давать указующие знаки, приводить нас к учителям… Поэтому нужно постараться пересмотреть мотивацию практики, правильно ее выстроить. По большей части, откровенно говоря, люди живут неверными целями, неверными свойствами и неверными жизненными задачами, то есть, люди живут вообще не так, как надо. Если бы люди жили так, как надо, они жили бы долго, были бы здоровыми и становились бы святыми.

Вопрос: Почему иногда во время медитации останавливается дыхание?

Раманатха: Существует два явления: сахита-кумбхака и кивала-кумбхака. Сахита-кумбхака – когда мы искусственно делаем остановку дыхания, например, в некоторых техниках пранаямы. Кивала-кумбхака происходит, когда какая-то часть энергии высвобождается в силу каких-то прямых или косвенных причин и входит в центральный канал, происходит либо замедление дыхания, либо остановка. И бывает такие микроимпульсы, когда дыхание как будто останавливается. Если человек медитирует и сидит спокойно, то ему не нужно бояться таких опытов потому, что это начало правильных переживаний. Остановка сердцебиения, остановка дыхания – это нормально, потому что это ведет к инсайту. Что здесь важно? Здесь важно соблюдать правильность позы. Существует семичленная поза: ноги скрещены (в идеале – поза лотоса); позвоночник прямой; голова соответственно прямая, слегка наклонена; руки в соответствующем положении; физическое тело расслаблено, расковано. Сама такая поза способствует тому, чтобы энергия входила в центральный канал и случалась медитация. Если поза неправильная, перекошенная, и происходит остановка дыхания, то есть вероятность того, что свободная энергия может пойти по какому-то боковому каналу, и переживание будет невысокое, переживание будет кармическое.

Вопрос: При полном вдохе задержка очень долгая и резкий свистящий выдох. Может ли при такой практике привести к болезни щитовидной железы?

Раманатха: Что касается кумбхак (задержек дыхания), задержка дыхания не должна быть сверх меры. И вот это понятие — мера — должно быть очень правильно понято. Нужно понимать, что да, пранаямы описаны, но к ним нужно подходить очень-очень постепенно. Не зря ведь существует восьмиступенчатая йога, не нужно прямо начинать с четвертой ступени. Яма, нияма, асаны, пранаямы, очистительные процедуры (шаткарма). Что происходит иногда? Человек читает: о, пранаяма…и начинает, в лучшем случае, с пранаямы, а в худшем случае начинает делать продвинутые практики пранаямы, форсирует длительные задержки дыхания, идут соответствующие свисты, шипения, начинаются боли в сердце и тому подобное… Это неправильная практика. В некоторых пранаямах шипение необходимо — это часть практики, причем гудение, либо шипение, либо свист имеет определенный акцент и есть детальное объяснения как выполнять то или иное шипение. Что касается анулома-вилома пранаямы, самхита-кумбхаки, то здесь никаких шипений не должно быть. Это признак того, что происходит форсирование. Шипение должно быть совершенно тихим. Считается, что твой сосед, который рядом сидит, не должен слышать твоей пранаямы.

Вопрос: При самхита-кумбхаке так же выдох длиннее вдоха. Значит ли это, что можно терять жизненную силу при этом?

Раманатха: Есть поправка — здесь задержка дыхания на четыре единицы.

Вопрос: У меня задержка дыхания происходит во время выдоха во время медитации: 3 вдох-выдох в минуту. Это нормально?

Раманатха: Нормально. Глубокая медитация приводит к замедлению дыхания: 7 вдохов-выдохов в минуту, 6, 5…4, 3, 2, 1… остановка.

Вопрос: Как справиться с фобиями?

Раманатха: Для того, чтобы справиться с фобиями, нужна превосходящая энергия, и эта энергия должна быть высокой и тонкой, эта энергия должна быть на уровне сознания – благословения божественными энергиями. Бывает так, что человек находится в штопоре кармы, и он приступает к кундалини-йоге, а фобия его усиливается. Потому что он живет в таком внутреннем мире, очищается, и его очищение приводит к тому, что человек более ясно и глубоко видит собственные проблемы, собственные фобии. То есть, если раньше он просто чувствовал и страдал, а практика дала ему просто расширенное мистическое восприятие и проблемы его от этого только увеличиваются. Поэтому говорят обычно так, что служение тебя компенсирует, повышает уровень личной практики самореализации. Не может быть только личная практика, всегда должна присутствовать в жизни практикующего трансцендитирующая энергия, и она взращивается за счет служения как такового – бхакти-йоги, карма-йоги, гуру-йоги – взращивания состояния преданности и служения Божественному «Я», проведение этой энергии. Нужно понимать, что жизнь практикующего без служения — это не жизнь практикующего, это просто изощренная эгоцентричная жизнь, и она не освобождает, к сожалению. Нужно понимать, что если ты желаешь себе счастья, тебе нужно перестать жить личными интересами, поскольку жизнь только личными интересами – это путь в никуда, она не ведет к расширению сознания.

Вопрос: Можно ли перед практикой читать мантры на усиление самой практики?

Раманатха: Вообще, если мы приступаем к той или иной практике, нужно понимать: а зачем я ее делаю? То есть прояснить для себя мотивацию. Мотивация должна всегда поправляться, поскольку мы живем в таком мире, когда одна воля попирает другую волю. Если в начале практики вы выразили когда-то свою волю: буду практиковать ради того-то, то эту выраженную волю нужно постоянно освежать в своем сознании размышлением, молитвой либо мантрой.

Вопрос: Можно ли не вернуться из самадхи? Был такой «околосамадхичный» опыт, причем не специально, а само как-то приключилось, случайно, остановилось дыхание и сердце…

Раманатха: Состояние самадхи мы переживаем каждую ночь – это состояние сна со сновидениями и без сновидений, астаральное и каузальное самадхи. Человек, практикующий йог, находится в этом состоянии столько, насколько у него есть запаса энергии. То есть, насколько он смог высвободить энергии с энергетического тела, провести ее в центральный канал, столько он может находиться в этом состоянии. Есть такой эзотерический факт, что просто достичь самадхи – этого мало. Можно добиться такого уровня, что практически из любого состояния по собственной воле ты мог входить в состояние самадхи. Вот это уже является показателем мастерства.

Следующий уровень — когда состояние самадхи начинаешь привносить в эту повседневную жизнь, собственно этим и занимаются после достижения нирвикальпа-самадхи, когда достигают состояния святости и учатся жить в этом мире (говорят, что такие существа живут, не живя в этом мире). Происходит проявление и низведение этой просветленной энергии в относительные измерения. И здесь нельзя сказать, что они исчезают; исчезнуть из сансары и мира невозможно, не перерождаться невозможно. А что значит – не перерождаться? Исчезнуть – это значит стать Абсолютом. Но пока, к сожалению, мы являемся отдельными душами, отдельными существами. Не перерождаться в физическом мире – да, возможно какое-то время, например, проживание в Питра Локе, или в других астральный мирах, или в более высоких мирах каузальных, но нужно иметь заслуги, чтобы там жить. Должно быть достаточно много правильных знаков, чтобы понимать, где ты будешь жить после оставления тела. Если таких знаков нет, то примерно будет такой же уровень, что и в этой жизни.

Вопрос: Если практиковать дыхание поочередно через левую и правую ноздрю, какие должны соблюдаться правила? Так же 1:1?

Раманатха: Пранаяма анулома-вилома подразумевает, что мы начинаем с лунного канала, у мужчин – это левая ноздря, у женщин – правая ноздря. Мы закрываем левую ноздрю, причем, несильно, чтобы не перегибать область носа; указательный и средний пальцы вместе на лоб, мизинец и безымянный пальцы поджимаем.. Делаем вдох через правую ноздрю, при этом дышим правильно – йогическим дыханием; закрываем правую ноздрю и выдыхаем через левую ноздрю. После выдоха мы начинаем вдох через эту же ноздрю; закрываем ее и делаем выдох через другую ноздрю. Это один цикл. Продолжительность вдоха и выдоха – соотношение 1:1, подразумевает, что, например, вдох на 10 секунд и выдох на 10 секунд. Можно подобрать такой ритм, чтобы было совершенно легко дышать. Пусть это будет 5:5, или 6:6 и не будет никакого напряжения и желания вдохнуть, передохнуть. Считается, что соотношение 1:1 нужно очень хорошо наработать, много-много часов. И потом переходят к сахита-кумбхаке, когда тренируются, совершенно постепенно, в пропорции 1:1/4:1, т.е. делают задержку совершенно короткую (если 8 сек — вдох, то 2 сек – задержка, и 8 сек – выдох). Потом наращивают 1:1/2:1…   1:3/4:1 … и выходят на уровень 1:1:1. После этого выходят на уровень 1:2:1, после этого – 1:3:1, после – 1:4:1, и только после этого 1:4:2. Это логика перехода из анулома-виломы в сахита-кумбхаку и, естественно, на это требуется длительное время.

Какие должны соблюдаться правила? Правило правильной позы, т.е. не нужно практиковать пранаяму, облокотившись о стену; голова должна быть вытянута в области затылка и подбородок слегка наклонен в положение джаландхара-бандха– половинный горловой замок; не должно быть напряжений физического тела либо перекошенности физического тела. Главное – центральный канал и боковые каналы должны быть прямыми и свободными. Не должно быть избыточного форсирования.

Вопрос: После надишодханы, практики агнисары задерживания дыхания несколько раз. Автоматически подключаются бандхи, особенно мула-бандха: сжимаются ягодицы, промежность, все сильно сжимается само. Мне говорили: мула-бандха не соответствует ягодице, анусу, а только промежности ближе к животу. Стоит ли контролировать бандхи, или пусть все сжимается так, как есть?

Раманатха: Для того, чтобы в мула-бандхе сжимались только мышцы промежности, в этом нужно тренироваться. То, что происходит рефлексивно, то так происходит в силу того, что эти мышцы не тренированы, не дифференцированы. Например, есть атлет, у которого бицепсы, трицепсы имеют еще множество различных мелких мышц, есть определенная точёность мышц. Если атлет-бодибилдер напрягает мышцу, то можно увидеть много мелких мышц; он может напрячь какие-то отдельные мышцы, может держать мышцу… Точно так же и здесь. Например, задержка дыхания начинает запускать механизмы, обратные мрити; пранавайя и апанавайя начинает течь к области саманавайя, и физиология начинает реагировать, происходят замки – бандхи. И поскольку они не обучены выполнять все правильно, естественно происходят несовершенства их выполнения. Почему так происходит? Потому, что происходит избыточное напряжение различных блокировок в энергетическом теле. Что делать? Контролировать ли бандхи? Нужно просто тренироваться правильному их исполнению, отдельно, до пранаямы. Либо во время практики пранаямы учиться дифференцировать и делать точно.

Вопрос: Коснётесь ли темы практики выбирания сока, увеличения сущности элемента и так далее?

Раманатха: Практики эти у нас есть, они достаточно специфические. Что касается этих практик, то нужно проводить не вебинар, а семинар. Такие практики не для широких масс, это практики для небольших групп.

Вопрос: Имеет ли значение, какой рукой прижимать ноздри? Обязательно ли правой? А если я – левша?

Раманатха: Считается, что нужно выполнять замки пальцевые правой рукой. Я встречал только одно описание, почему это рекомендуется. Потому, что, согласно индийской культуре, левая рука считается нечистой — там здороваются только правой рукой, подают только правую руку, едят только правой рукой…омовение тела выполняют левой рукой.  Если правая рука устает, то, конечно, можно, использовать левую, но, согласно наставлениям, считается, что нужно отдавать предпочтение правой. Почему еще так? Согласно эзотерической стороне, левая сторона – это Ида, правая – Пингала, и когда правая рука у нас закрыта, то мы блокируем эгоистичность ума.

Вопрос: Я – музыкант, и на моем инструменте часто происходят длительные задержки дыхания. Как это сказывается на пране?

Раманатха: Конечно, это сказывается. Как буквально? Сказать сложно, я мало с музыкантами знаком, которые играют на духовых инструментах, такой прямой статистики у меня нет. Вы можете ка-то сами проанализировать, немного познакомившись с описаниями тонкого тела, пран, пяти основных и пяти дополнительных. Все это есть в книге «Сияние драгоценных тайн йоги», раздел «Древние ведические практики. Шакти-янтра». Эта книга дает понимание эзотерики, энергетических процессов.

Вопрос: Если проблема со спиной, лучше сначала восстановить спину, потом, когда спина будет прямая, заниматься пранаямой?

Раманатха: Пранаямой можно заниматься в самом начале. Не нужно сразу заниматься по часу или по два часа, достаточно 10-15 минут. Даже если спина проблемная, это можно выполнять. Но нужно быть готовым к тому, что она может стать еще проблемнее, поскольку новые потоки энергии начнут выбивать, выдавливать засоры, в первую очередь в больных местах. Поэтому лучше сначала заняться хатха-йогой, понемногу – пранаямой. В каком-то смысле нужно понимать, что пранаяма – это не панацея, не универсальное средство от всех болезней. С одной стороны, это так, это мощное средство от большинства недугов. Но нужно понимать, что практика не должна быть однобокой (только работа с энергией, с праной). Сознание и энергия дает залог успешности в духовной практике.

Вопрос: Можно ли делать пранаяму после комплекса асан сразу?

Раманатха: После комплекса асан нужно выполнить шавасану и потом можно делать пранаяму. Но не наоборот. Не рекомендуется выполнять пранаяму до асан. Вообще, если распределять практику в течение дня, то некоторые рекомендуют утром делать пранаяму, вечером – асаны. Хотя, является вполне нормальным ритмом, когда выполняют утром асаны, потом пранаяму.

Обучающие онлайн-курсы Раманатхи

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Рекомендуем:

  • http://twitter.com/ALAUNTU ALA UNTU

    позновательно и интересно(кое что делаем…), но совсем тихо видео…желательно погромче…блг…

back-to-top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: