30 Окт

Путь духовной эволюции

Путь духовной эволюции или духовный путь

Только задумайтесь о том, что большинство людей не знают, что существует путь духовной эволюции и не стремятся к духовному пробуждению, не стремятся к просветлению, не стремятся познать себя, управлять своей энергией, управлять своим сознанием. Люди, к сожалению, даже об этом не знают. Они не стремятся к Богу.

Я тоже был человеком, который не знал, который не хотел знать, который даже понятия не имел и занимался другими тривиальными вещами… доживал, как большинство. Но потом так случилось… или ты нашел путь духовной эволюции, или путь нашел тебя?… в общем, каждый из нас как-то нашел путь духовной эволюции и встал на него. И движется. Кто как может.

Вы узнаёте разные учения, вы узнаёте разные традиции и вы стараетесь двигаться, вы стараетесь развиваться, вы стараетесь очищаться – это и есть путь духовной эволюции.

Путь духовной эволюции — Илия Кюри

Текстовая версия лекции:

Илия Кюри: Намасте, дорогие друзья! Вас приветствует Илия Кюри. Сегодня у нас необычный вебинар. Была запланирована прямая трансляция с Гуруджи  Свамигивананда Гири, но, насколько вам известно, из-за землетрясения в Непале, которое было очень серьезным, этот вебинар пришлось отменить. И я стараюсь сегодня заменить Гуруджи, хотя конечно, невозможно заменить мастера, я просто делюсь сегодня с вами другой темой вебинара. Все собранные средства с сегодняшнего вебинара пойдут на гуманитарную помощь жителям Непала. Все собранные средства передадим монахам, которые купят на это медикаменты, еду и другие необходимые вещи, которые нужны жителям Непала, потому что там действительно серьезная ситуация: более 2000 человек погибло, многие находятся без вести, серьезные разрушения. Непал, скажем прямо, не самая богатая страна и наши материальные энергии им будут весьма кстати.

Дорогие друзья, сегодня я буду делиться с вами знаниями, и которые, я надеюсь, принесут вам большую пользу в жизни, если вы, конечно, будете их использовать. А вы, пожалуйста, поделитесь своими материальными средствами с жителями Непала; я думаю, это будет хотя бы ближе к равнозначному обмену. Ян Триш сейчас бросит в общий чат ссылку, по которой вы можете пройти и внести там свои пожертвования, пусть это будет сто рублей, путь это будет пятьдесят рублей, двести — сколько вы можете. И когда мы вмести — мы действительно большая сила, которая может помочь какому-то человеку. Ваши сто рублей — это кому-то бинт на ногу, или кому-то шприц, чтобы вколоть обезболивающее или антибиотик, чтобы он не заразился. То есть ваши сто рублей могут действительно спасти кому-то жизнь в очень бедной стране Непал.

Развернуть всю текстовую версию

Поэтому сегодня мы будем говорить о такой важной животрепещущей теме, как путь духовной эволюции. Потому что за свою практику, сколько я общаюсь с духовными практикующими как учил нас наш учитель, что у нас должна быть четкая структурированная на уровне интеллекта и головы понимание, как проходит развитие нашего сознания, нашей энергии, нашего тела. Для этого мы сейчас будим касаться более подробно и разбирать эти темы. Дорогие друзья, еще раз делаю акцент, и призываю вас, что все собранные средства посвятим именно этой теме, и пусть наша мудрость и наше сострадание, и наша так называемая духовность (а мы все называем себя духовные люди), и пусть она будет проявлена вовне; сегодня мы действительно можем это сделать. Действительно, наша духовная практика может проявиться, как реальная помощь людям. И я призываю вас сделать это, чтобы помочь кому-то в Непале, людям, которые пострадали от землетрясения.

Итак, сегодняшний вебинар посвящен нашей теме «Путь духовной эволюции» и сегодня мы будем с вами кратко разбирать основные вехи на пути этой эволюции — к чему должна вести духовная практика, какие качества должны появляться у духовно практикующего, какие качества, наоборот, должны уходить из жизни человека, который занимается духовной практикой. Потому что, как вы знаете, многие называют себя духовно практикующими, многие называют себя практикующими йогу, медитацию. Но это должно реально проявляться в вашей жизни и в вашем сознании, то есть духовная практика должна нас менять. У нашего мастера Гуруджи Свами Вишнудевананда Гири есть замечательный текст, он так и называется, на него я буду опираться в своем вебинаре — «Путь духовной эволюции». Там Гурудев описывает основные вехи  на пути духовного развития, развития именно в рамках нашей традиции, но этот трафарет можно приложить практически к любой традиции, к любой религии, к любой духовной практики.

И вехи там таковы: сначала мы все являемся, если мы берем отправную точку именно мир людей, сансарный мир людей, т.е. там, где мы сейчас находимся — это мир уровня человека. Давайте разберем, что такое человек? Среднестатистическая личность, среднестатистическая особь — человек. Чем она живет? Какие у нее мировоззренческие установки, во что она верит, какие ценности у этой особи? Безусловно, существует некий люфт этих ценностей, этих выборов, этих смысловых установок, но весь он практически находится в плоскости. Т.е. вы сами прекрасно понимаете, только задумайтесь о том, что среднестатистический человек, живущий на земле из семи миллиардов — это большинство, они не стремятся к духовному пробуждению. Они не стремятся к просветлению. Они не стремятся к Богу, если будем прямо так говорить. Иногда бывают какие-то вспышки духа спонтанные, но в целом, ребята, это просто статистика. Мы сейчас никого не судим, мы разговариваем как исследователи. Мы сейчас с вами говорим просто как открыватели. И есть статистика, которую мы все можем видеть. Особенно если мы живем не в общинах, не в ашрамах, а в городах, мы видим, что люди живут смыслами ежесекундными. Они могут спланировать что-то, развивать, но все это относится к бахирвечаре. Бахирвачара — это внешнее исследование мира. Вы только подумайте, мы можем изобрести микроволновку, мы смогли изобрести  интернет, мы смогли запустить спутник в другую Галактику! Я к чему это говорю, мы во внешнем настолько продвинулись, но в целом человечество даже на йоту не продвинулось в изучении себя, как тонкого тела, как сознания. Мы просто снимаем красивые фильмы типа «Аватар», про переселение душ и т.д., но свой внутренний мир, свою энергию… мы так ими и не овладели. Человечество улетело далеко в космос, но оно не смогло даже прыгнуть внутрь себя! В школах, в институтах не преподается духовная практика, медитация.

Сейчас конечно мир изменяется. Я знаю, что в Кембридже,  например,  медитация признана очень успешным для продвижения в обучении. Продвинутые люди уже это поняли и этим пользуются. Но я говорю в целом, о большинстве населения планеты Земля. И к чему мы приходим? Выбирая этап уровня человека, т.е. чем он обладает? Он обладает привязанностями. Да посмотрите, о чем все фильмы, о чем все песни; 97,5% — об отношениях с другим человеком, причем в большинстве они трагичны. Это ахиллесова пята мира людей анахата-чакр.

Мир людей, какой он? Конечно, мы должны и можем относиться с чистым видением, что мир людей — это проявление божественного сознания, но происходят войны, происходят конфликты. По телевизору не только в нашей стране, но и по всему миру пропагандируют культуру потребления — покупай больше, плати меньше, ни о чем не думай. И я говорю просто про магистральные тоннели реальности мира людей. Мир людей не стремится к Богу, к сожалению. Сейчас просто Кали-юга находится на дворе, очень плотные энергии, поэтому мир людей, к сожалению, находится на таком уровне. И если брать как веху на духовном развитии, то мир людей — это начальная точка; т.е люди — они не стремятся познать себя, управлять своей энергией, управлять своим сознанием. Они, к сожалению, даже об этом не знают.

Обратите внимание, в общении с человеком, который никакого отношения не имеет к практике, начать разговаривать об этом — он постарается уйти от диалога в девяноста процентах случаях. Он даже не сможет понять, о чем вы говорите, и в большинстве случаев не захочет. Это защитный рефлекс эго. Это проверено на моем опыте, это написано в священных текстах, в которых говорится: «Ты не имеешь права проповедовать людям, которые не готовы слышать». Там говорится о высших истинах адвайты. Монахи даже принимают обеты не проповедовать тем, кто не хочет слушать, и не может.

Не будем сильно углубляться в проблемы мира людей, вы и так его прекрасно знаете — мы в нем живем, мы контактируем с людьми. И кто-то может сказать: «А вы, что, не человек?»  Да, ребята, у нас человеческое тело, но мы как духовные практикующие стремимся идентифицировать себя абсолютно по-другому. Да, я стремлюсь себя ощущать себя не как человек. И если вы практикуете адвайта-веданту, если вы практикуете высшее учение тутара-тантры и другие практики, вы не стремитесь идентифицировать себя как человек. Обычному человеку я отвечу: «Конечно, я человек», чтобы не вызывать конфликта. Но вам, тем, кто подключились на этот вебинар и хотят услышать мудрость, которую я передаю просто от моего мастера, от священных текстов, от других учителей, я вам говорю: «Мы не люди, мы обладаем человеческим телом, но мы не люди». Вот это нужно запомнить, это нужно написать красным маркером в своем уме, и везде и всегда об этом помнить. И уже из этой точки заниматься духовной практикой. Но если мы не люди, то кто же мы? Если мы практикуем ведическую традицию  и называем себя последователями ведической культуры, ведической традиции, то мы опираемся на Веды. Правильно? Правильно! Какова квинтэссенция Вед? Это Упанишады  или традиция веданты. Веданта так и переводится  — веда анта, т.е. «конец» или «заключительная часть знания Вед». И квинтэссенцией всех Вед является Упанишады.

Есть основной канон Муктика – 108, из них 11 канонов Мукхья, выбранный Шанкарачарьи и другими святыми. В Упанишадах тоже обширные философские тексты, больше мистические.

И какова квинтэссенция всех Вед и всех Упанишад? Это 4 махавакьи – 4 великих изречения. Одно из них – самое главное – звучит так:

«Ахам брахмасми», что переводится «Я есть Абсолют».

Понимаете, друзья, там не сказано: «Ты есть это тело, ты есть человек с руками, ногами, языком». Нет! Там сказано:

«Тат твам аси» — «Ты есть то» .

«Прагьянам брахма» — «твоё сознание есть Брахман», т.е. Абсолют.

«Аям атма брахма» — твое высшее Я является Абсолютом.

Эти 4 махавакьи говорят нам об адвайте, о том, что мы и Абсолют есть единое целое. И к чему я это говорю? К тому, что в данном тоннеле времени, в данной реальности мы обладаем физическими телами.. это я говорю сразу о верхнем воззрении, о высшем воззрении, так принято в традициях анутара-тантры, что мы не идем закоулками, мы сразу говорим в лоб: «Ты есть Абсолют». Можешь это осознать, так же как ученики Будды на лекциях сразу просветлялись? Если не можешь, тогда практикуй. Если можешь – свободен! Служи всем живым существам!

И вот в мире людей это не понимается, не принимается, не практикуется. Они не понимают и не хотят. Мы помогаем себе и мы помогаем тем, кто готов это услышать. И, друзья, это самое прекрасное, самое замечательное, что только может быть в этом мире! Потому что когда вы это осознаете, вы начинаете жить в блаженстве. Вы начинаете жить в мудрости, вы начинаете переходить на новый этап эволюционного развития. Просто мы называем это «Путь духовной эволюции», потому что это связано с тонким, с Духом, но, фактически, это эволюция во всех смыслах этого слова.

Итак, возвращаясь к вехам, уровням, о которых я говорил вначале, то вначале идет мир людей. К кому относимся мы, те, кто проводит вебинары, те, кто слушает вебинары, те, кто ездит по семинарам, ретритам? Мы в ведической традиции называемся садху или духовные практикующие.

Вот когда-то мы все были людьми; я же тоже был человеком, который не знал, который не хотел знать, который даже понятия не имел и занимался другими тривиальными вещами… доживал, как большинство. Но потом так случилось… или ты нашел путь или путь нашел тебя… в общем, каждый из нас как-то нашел путь и стал не него. И движется. Кто как может. Вы узнаете разные учения, вы узнаете разные традиции и вы стараетесь двигаться, вы стараетесь развиваться, вы стараетесь очищаться – это и есть путь. И вы – садху.

Можете называть это как угодно — духовный практикующий, садху; в разных традициях это называется абсолютно по-разному. Но суть заключается в том, что мы от уровня человека переходим к уровню садху. Это и есть путь – путь духовной эволюции. Но этот первый уровень – уровень поиска традиций – называется уровень пчелы, когда пчела летает с цветка на цветок, собирая разный нектар, насыщаясь им. Но суть не в этом – в этом лишь начало! Вы должны найти свой цветок, вы должны найти своего мастера, вы должны найти свою традицию, свой круг духовных практикующих – братьев и сестер – и начать духовную практику.

Если ахиллесова пята мира людей — это привязанность, то я осмелюсь со своей стороны заявить, что ахиллесова пята мира практикующих – неопределенность в традиции. Т.е. огромное количество людей всю жизнь ездит по разным семинарам, по разным учителям, практикуют абсолютно различные практики, которые зачастую противоречат сами себе. И из разных традиций. И когда они еще начинают входить в антогонизм… это уже не духовная практика, это называется «винегрет в голове», потому что там взял у Ошо, там взял у Блаватской, там взял у Кастанеды. Изучать это неплохо, я все это также изучал, но принять это все – невозможно! Это просто невозможно! Потому что Ошо говорит: «Бога нет», завтра он говорит: «Бог есть», послезавтра он говорит, что Роллс-ройс способствует духовному продвижению. Ошо может так говорить, потому что Ошо – просветленный и это была его методика для его учеников. А если вы придете в дзенский монастырь? Это учение на уровне сутры, вам скажут: «подъем в 4 утра, ешь один раз в день до двенадцати, медитация по три туна (по три часа) – пожалуйста! Какой Роллс ройс? Вот тебе черная роба, садись и медитируй!». Я к чему это говорю? Разные учения – разные традиции. Разные пути все-таки ведут к одной вершине, но нам нужно этот путь выбрать.

Вот это – ахиллесова пята мира духовно практикующих вначале, потом там, безусловно,  есть свои препятствия. Но их нужно будет проходить в будущем, а пока что нам нужно определиться с учителем, с нашей традицией.

Конечно, есть люди, которые склонны к самостоятельному пути идти к Богу, Но, дорогие мои, все мы – давайте честно говорить – мы все читали чьи-то книги, мы все смотрели чьи-то вебинары, слушали чьи-то лекции, в любом случае эти знания где-то приобрели, у кого-то мы эти методики взяли… то есть кричать, что я сам по себе – это, по меньшей мере, глупо. Ты же не родился просветленным, как Рамана Махарши, да? В 13 лет ушел из дома на Аруначал и всю жизнь пробыл в сахаджа-самадхи. Он в прошлой жизни просто практиковал; кто из нас так может? Единицы! Поэтому нужно признать, что в любом случае нам нужен более опытный человек, более опытное сознание. Если мы можем эту опытность раскрыть внутри себя, что могут сделать единицы, честно говоря, — замечательно! Но это крайне сложно, потому что слышать свое интуитивное сознание (т.е. буддхи) напрямую и чтобы тебе действительно говорил буддхи, а не твое эго или какие-то астральные духи, которые хотят тебя завести, а потом просто использовать твою энергию… Все это может быть очень запутанно, поэтому нам нужен более мудрый наставник, учитель, который сможет нам показывать, подсказывать и т.д.

Поэтому всем духовно практикующим я рекомендую… вы можете изучать разные практики, вы можете изучать разные традиции, но в итоге, в конце концов, ребята, вы должны найти свою лопату, найти свой участок и, наконец, вырыть этот колодец и уже свободно пить чистую родниковую воду – напиться. Вы можете покапать там, вы можете покапать здесь – у вас будет целое минное поле выкопанных ям. Но у вас-таки не будет воды! А ведь смысл не в копании, смысл, что вам нужно докопаться до воды. Нужно остановиться в одном месте и копать. Выбрали такую медитацию, выбрали такую мантру, выбрали такой священный текст, мировоззрение выбрали – пошли!

Может кто-то достигнет Бога через вишишта-адвайту, где говорится, что я и Бог – это разные вещи, и я должен ему всегда служить. Он может достигнуть тоже, если будет искренне и преданно идти по этому пути! Мы же выбрали путь адвайты — недвойственности, где говорится, что я и Господь – это одно, и мне нужно это просто вспомнить, очистив свой ум от загрязнений, подобно грязному стеклу. Мне нужно убрать всю пыль, все загрязнения, для того чтобы ясно увидеть это. И то, это не стекло, а зеркало; мы, в итоге, взглянем сами себе в глаза. Это величайшая тайна и величайший парадокс адвайты-веданты.

Итак, друзья, вот мир людей, ничего не желающих, кроме удовлетворения собственных желаний, находящийся по большей части в страданиях от своего невежества, к сожалению, и мы им очень сильно сострадаем. Следующий этап – когда мы переходим к уровню духовно практикующего, уровню садху, где мы находим свой путь, свою практику, свою традицию и двигаемся по ней. Если мы обрели свой путь духовной эволюции, свою практику, свою традицию, мы же делаем это для чего-то? То есть, от нашей практики мы должны получить плоды и мы должны кем-то стать. В нашей традиции таких людей… точнее, уже мы называем их не люди, а джняни – мудрецы, просветленные, святые, достигшие, победоносные – эпитетов может быть огромное количество! Но это четкая грань – когда ты был ищущим, путником и когда ты достиг вершины. И вот какой здесь плод? Почему он – практикующий, садху, а он – джнянь? (На этом трансляция вебинара по техническим причинам обрывается).

Рекомендуем ознакомиться с обучающими курсами Илии Кюри

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Рекомендуем:

back-to-top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: