Название

2 Лекция [БЕСПЛАТНАЯ]

Краткое описание
История возникновения Аюрведы

Аватар Господа Вишну, известный под именем Дханвантари, считается богом и покровителем медицинских наук, принесшим людям знание Аюрведы. Согласно легенде, Дханвантари появился первый раз во время великого пахтания космического океана, что бы принести амриту (эликсир бессмертия). Во время пахтания океана Вишну предсказал, что Дханвантари снова появится в человеческом обществе.
Существует несколько линий передачи Аюрведы.
Создатель мира Брахма, явив в своей памяти науку жизни, создал излагающую эту науку книгу, которая содержала тысячу глав из 100000 шлок. Это знание он передал Дакше Праджапати, прародителю человечества. Праджапати, обучившись восьми разделам науки, передал это знание лекарям полубогов, близнецам Ашвинам. Они же, в свою очередь, передали это знание Индре, царю богов. Индра, увидев, как страдают люди на Земле от болезней, потребовал, чтобы Дханвантари научил человеческий род Аюрведе. Тогда Дханвантари родился в святом городе Бенарес (Варанаси), воплощенный в теле Диводасы, одного из царей Каши. Диводаса раскрыл искусство исцеления хорошо образованным, усердным и полным энтузиазма ученикам. Дханвантари передал эту науку святым риши: Каравирье, Горупа­ракшиту, Вайтаране, Сушруте и другим. Они дали начало Шальячикитсе (хирургии). Сушрутой была написана "Сушрута-самхита".

Науку внутренней медицины Индра открыл школе Айтреи Пунарвасу, результатом развития которой является трактат "Чарака-самхита", составленный Чаракой. Бог Индра так же передал мудрецу Кашьяпе знание педиатрии и гинекологии.

Так Аюрведическое знание пришло в мир людей.

Текстовая версия лекции:

Вишва Дэв: Добрый день! Тема сегодняшней лекции - история возникновения аюрведы и сравнительный анализ йоги и аюрведы. Историю возникновения аюрведы знать очень важно для тех, кто собирается заниматься аюрведой профессионально, потому что аюрведа не была создана людьми, а была передана людям божественными существами. И поэтому существуют определенные линии передачи, по которым передается история возникновения аюрведы, но также вот эти знания от божественных существ от учителя к ученику. Сперва мы коснемся истории. Считается, что самый первый трактат по аюрведе был написан самим Брахмой-творцом, творцом, который создал эту Вселенную. Это был очень огромный трактат. Потом это же знание он передал своему сыну Дакша Праджапати, который был покровителем человечества. Дакша Праджапати тоже написал большой трактат, но все тексты не сохранились, к сожалению, и потом знания уже передавались по различным другим линиям передачи. Одна из известных линий передачи - это когда бог Дхавантари - покровитель медицины переродился в человеческом теле и эту науку передал своим ученикам. Он передал  науку шести своим ученикам и, когда те закончили курс обучения, то он дал им задание написать трактат и сказал, что чей трактат будет признан лучшим, тот и станет основной книгой аюрведы. И самый лучший трактат написал ученик Чарака и после того как Дхавантари одобрил трактат, трактат был назван Чарака Самхита и он является своеобразной библией, в которой изложена вся аюрведа, все ее основные разделы, и не только. В этом же трактате - в первой главе есть информация об  истинном положение человеческого существа, о том, что у него есть возможность достичь освобождения от всех ограничений. И в этом же трактате говорится, что цель аюрведы - не помочь человеку в достижении полного освобождения от всех ограничений, а только освобождение от различных ограничений, препятствующих здоровому образу жизни и состоянию здоровья. Т.е. в трактате признается, что аюрведа имеет ограниченную цель, но в то же время знает о более высоком смысле жизни человека. И впервые бог Дхавантари явился, когда полубоги-демоны пахтали океан; он возник из этого океана с сосудом амриты. А после этого он уже перевоплощался на Земле несколько раз в виде человеческого существа, но в том случае, в котором я рассказал, он это знание передал людям.  Но существовали еще другие линии передачи, например, во времена, когда жил мудрец Бхарадваджа болезни начали интенсивно возникать среди людей и тогда он обратился к Богу Индре. И после того, как Бог Индра его определенным образом испытал, он ему передал это знание, но Бхарадваджа никаких трактатов не писал. Еще по одной линии мудрец Атрия передал знания своему ученику Сушруте и Сушрута написал трактат Сушрута Самхита. Этот трактат больше посвящен хирургии. Считается, что именно Сушрута является родоначальником хирургии этого большого раздела аюрведы. Причем хирургия была на очень высоком уровне, так как не только производились различные обычные операции на внутренних органах, но даже проводились пластические операции, что являлось очень сложным в те времена. И историю возникновения нужно знать для того, чтобы всегда помнить, что аюрведа - это все-таки не произведения человеческого рук, и для профессионального врача это важно именно потому, что ему для овладения профессиональным высоким уровнем знания аюрведы придется обратиться за помощью к божественным существам, которое эту аюрведу создавали. Т.е. когда ученик приходит к учителю, то учитель ему объясняет, что знания являются божественными и поэтому к божествам нужно обращаться, т.е. человек может передать какую-то часть информации.  На самом деле аюрведический врач также должен развить интуицию и различные более тонкие органы восприятия, а это возможно только при помощи божественных существ, которые делятся своими способностями. И для этого необходимо как бы получить посвящение в поклонении божеству и при этом учитель передает ученику способы поклонения, различные мантры, различные ритуалы, с помощью которых ученик совершает это поклонение  всю оставшуюся жизнь. И очень известной практикой поклонения божествам считается начитывание мантр. У каждого божества есть своя мантра, есть другие специфические мантры, специально разработанные ритуалы и, выполняя их, ученик устанавливает прямой тонкий контакт с божеством. Он может получать ответы на различные вопросы, может получать знание невербальным путем, т.е. фактически божество может знания передать любому человеку, и  мгновенно человек усвоит в полном и качественном объеме.

Для поклонения богу Дхавантари чаще всего используется его коренная мантра. Эта мантра является одной из основных для поклонения Дхавантари и говорится, что повторения этой мантры помогает человеку видеть тонкие причины болезни, найти эффективные средства для исцеления. Эта мантра рекомендуется для тех, кто стремится достичь совершенства в изучении аюрведы. Мантра звучит следующим образом: ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ДХАНВАНТАРАЙЕ СВАХА (я выражаю свое почтение божественному Дхавантари).

Еще одной очень известной мантрой считается Дханвантари-гаятри мантра. Эта мантра увеличивает целительную силу лекарственных растений, ароматических масел, минералов и любых лекарственных средств.  Когда аюрведический врач что-то приготавливает, он начитывает эту мантру, энергия этой мантры пропитывает лекарства и оказывает более тонкое  и более эффективное действие на процесс излечения. В трактате говорится, что если ежедневно повторять эту мантру 108 раз, то можно также обрести способность к исцелению прикосновениям, взглядам и словом. Звучит Дханвантари-гаятри мантра следующим образом: ОМ ВАСУДЕВАЙА ВИДМАХЕ ДЖАГАД-РАКШАЯ ДХИМАХИ ТАННО ДХАНВАНТАРИ ПРАЧОДАЯТ. Еще раз хочу повторить, что те, кто хотели бы достичь совершенства в изучению аюрведы и стать профессионалами высокого уровня, им обязательно придется искать учителя, который получил передачу другого учителя и находится в цепи передачи. И в дальнейшем такой человек в будущем тоже станет учителем и будет передавать это знание аюрведы дальше по своей цепи передачи.

Сегодня я хотел бы затронуть еще такую тему как йога и аюрведа, их сравнить, для того, чтобы человек имел как бы понимание, куда дальше расти. Вы можете  изучить аюрведу благодаря этому курсу, потом совершенствоваться дальше, но даже если вы самым совершенным образом овладеете аюрведой, то весь человеческий потенциал не будет вами реализован, потому что аюрведа занимается только здоровьем. Но, как я уже говорил, в трактате Чараки говорится об истинном смысле жизни человека. Истинный смысл жизни человека - это достичь освобождения. Достичь освобождение от всех ограничивающих факторов,  таких как доши, гуны и различные другие материальные оболочки и тонкоматериальные оболочки, которые держат душу в плену в этой вселенной. Но эта тема более подробно будет рассматриваться в лекции по философии санкхьи и в других лекциях, которые затрагивают строение человека и причину заболеваний. Различия между йогой и аюрведой нужно четко понимать, чтобы понять тот предел, до которого доводит аюрведа, и после которого уже дальнейшее совершенствование возможно только другими методами, в данном случае это может быть йога. Но йога – это общесобирательный термин для всех видов духовного самосовершенствования, которые были переданы божественными существами, в данном случае в Индии, и которые были разработаны в ведической культуре и являются ее неотъемлемой частью.

Итак, мы рассмотрим, что различает и что объединяет йогу и аюрведу, потому что они когда-то были разделами одного великого учения, но со временем были разделены и даже уже настолько отдалились друг от друга, что иногда считаются совершенно различными частями ведической культуры, которые между собой почти не взаимодействуют, и могут существовать как бы самостоятельно.

Йога рассказывает о человеке, об  его смысле жизни и о том, какой заложен в него колоссальный потенциал. А потенциал в него заложен такой, что человек может достичь освобождения от всех ограничивающих факторов и вернуться к тому изначальному состоянию, в котором он когда-то пребывал – это состояние абсолютного всемогущего всезнающего сознания. Йога как раз и занимается реализацией этого потенциала. В то время как аюрведа занимается только поддержанием здоровья и излечением заболевания, если здоровье было потеряно и нарушено. И поэтому методы йоги и аюрведы довольно-таки значительно различаются. Особенностью йоги является то, что учитель просто дает какие-то рекомендации, но все, что необходимо выполнять, практически ученик выполняет сам: все методы должен выполнять, все наставления и он должен при этом прикладывать колоссальную волю – без развитой воли йогин абсолютной реализации достичь не сможет. Отличие в этом смысле от аюрведы в том, что в аюрведе пациент полностью полагается на врача - врач за него решает, что ему делать, какие лекарства принимать, какие диеты поддерживать для достижения здоровья. В то время как врач выполняет многие процедуры и при выполнении этих процедур пациент находится в расслабленном и пассивном состоянии. А многие методы йоги – они активны, т.е. йогин сам должен различные вещи выполнять и учитель ни в чем ему помогать не будет. Можно привести некоторые примеры, например, для того, чтобы очистить дошу питту, пациент просто выпивает слабительное и у него через какое-то время лекарство срабатывает и пища выходит через кишечник - таким образом кишечник очищается. В то время как в аюрведе есть специальная очистительная техника -  шанк-пракшалана: человек выпивает воду, потом он должен выполнить определенные положения тела – асаны, которые способствуют раскрытию сфинктеров и выведению воды из организма,

 и за короткий срок, в течение полутора – двух часов, у начинающего вода выходит. Опытный йогин может выпить два стакана воды и вывести ее буквально за десять-пятнадцать минут. Тут мы видим что, если человек выполняет какие-то асаны, это значит, что он уже прикладывает свою волю и задействует физическое тело для активных действий для того, чтобы очистить организм. Это один такой самый яркий пример, но также можно привести и другие – их огромное количество, но нужно запомнить, что, в основном, пациент пассивно следует предписаниям врача и многие процедуры требуют пассивного и расслабленного состояния, в то время как йога – это постоянное физическое и волевое усилие.

Еще одно из различий йоги и аюрведы – это то, что аюрведа доводит развитие организма до определенного уровня и на этом останавливается. Если сформулировать с общей точки зрения, то йога – это наука о том, как избавиться от всех ограничений, причем абсолютно от всех, а аюрведа – это наука о том, как жить в этих самых ограничениях довольно-таки комфортно, гармонично и эффективно. Т.е. человек не выводится за пределы ограничений, но учится эти ограничения контролировать. Он изучает, как природа воздействует на его тело, изучает свою внутреннюю конституцию и доводит эти знания и практические навыки по поддержания баланса всех компонентов до определенного совершенства. Тогда у него здоровье является стабильным, постоянным и не меняется, потому что человек эффективно реагирует на изменяющиеся обстоятельства и совершает соответствующие эффективные действия для того, чтобы этот баланс поддерживать. У йоги подход радикальный и человек прилагает силу воли для  того, чтобы от этих ограничений избавиться. Конечно, для этого существует огромное количество разработанных методов.

Еще одно очень сильное различие между йогой и аюрведой – это подход к питанию. Например, аюрведа говорит, что в пище человека должно быть все 6 вкусов, потом рекомендуется именно та пища, которая соответствует доминирующей доши человека.  У йоги подход совсем другой: до тех пор, пока у человека не трансформирован пищеварительный огонь и не выведен на максимальный уровень его содержание в теле, тогда человек еще зависит от питания. Но если с помощью йогических методов этот огонь развивается до максимального уровня и трансформируется, тогда человек уже не подвержен воздействию никаких внешних факторов, потому что огонь как бы наполняет все тело человека, изгоняет различные заболевания и делает тело совершенно неподверженным различным заболеваниям. Но дальше, если этот огонь активизируется - пробуждается кундалини, тогда происходит полная трансформация тела, даже физические ткани видоизменяются – они становятся совершенно другой консистенции, совсем другой химический состав. Но со временем силой созерцания, силой медитации йогин может растворить даже это тело. Тогда понятно, что если йогин может трансформировать тело - оно становится неподверженным влиянию заболеваний, - тогда и аюрведа теряет свою актуальность,  потому что я ее уже не к чему применять. И главное различие в том, что аюрведа если рекомендует человеку накапливать энергию, усиливать элемент огня, то это делается до определенного предела, т.е. до того предела, чтобы только способствовало поддержанию здоровья. Йога же занимается постоянным накоплением энергии, пока не будет собрано достаточное количество энергии для трансформации. И после того, как трансформация будет  достигнута,  то для йогина фактически уже нет ничего невозможного, потому что там уже речь идет не только о достижениях здоровья, а даже о том, что йогин становится творцом своей собственной новой вселенной. И надо просто понимать, что занимаясь здоровьем, нужно помнить также о своем истинном смысле жизни. Потому что западная цивилизация именно отличается от ведической культуры тем, что она о смысле жизни практически ничего не знает. Она берет за данность то, что человек существует, у него есть возможность жить счастливо и, если он сможет правильно жизнью управлять, человек к большему не стремится. Тогда получается, что человек фактически без толку проживает свою жизнь, потому что живет он на этой земле не один раз, ему опять придется перерождаться и в следующей жизни он все равно столкнется с теми же самыми проблемами. Поэтому эту информацию лучше, конечно же, знать, что нужно реализовывать свой высший потенциал, и тогда соотношение занятий йогой и аюрведой у человека будет поставлено правильным образом. Человек будет знать, что нужно стремиться к абсолютному совершенству и аюрведу будет использовать так, как делается, например, в нашей традиции. Другими словами аюрведа используется как дополнительный вспомогательный метод в тех случаях, когда йогическими методами здоровье поддерживать не удается, так как еще нет навыков контролировать все виды энергии и контролировать все внешние влияния, которые подвергают организм заболеваниям. Также йога помогает человеку в тех случаях, когда у человека возникают кармические заболевания, которые не может вылечить даже аюрведа. Об этих случаях в Чарака Самхите тоже говорится, что если у человека кармическое заболевание, то оно исчезнет только тогда, когда исчерпается карма. Профессиональный врач должен четко отличать такие случаи. Потому что если заболевание именно кармическое, то никакие усилия врача полностью излечить заболевания не приведут к нужным результатам. Врач может, конечно, как-то облегчить симптомы, но заболевание будет хроническим, возможно будет тяжелым, и ведический врач будет зря тратить свою энергию и свои силы. Тогда он должен четко понять, что заболевание кармическое и объяснить пациенту, что для излечения этого заболевания ему уже нужно обратиться к каким-нибудь духовным традициям, чтобы ему дали в передачу различные специальные методы поклонения божествам, мантры и многое другое, что помогло бы излечить заболевания на тонком уровне. Т.е. излечить коренные причины заболевания, которые с тонкого уровня проявляются на физическом, и тонкие уровни являются более главными по сравнению с грубым физическим материальным. Для этого и нужно знать различия и сходства между йогой и аюрведой, тем более для тех, кто собирается заниматься аюрведой профессионально.

На этом я свою лекцию заканчиваю. До свидания, до встречи на следующей лекции!