Название

3 Лекция [БЕСПЛАТНАЯ]

Краткое описание
Качества наставника, ученика и врача

Текстовая версия урока:

Поскольку учителем может стать не каждый, к наставникам предъявлялись следующие требования:

  • сострадательный к тем, кто к нему приходит,
  • безупречного поведения,
  • умный, опытный в своей профессии, расположенный к ученикам и к их обучению,
  • не питающий преступных намерений и не склонный к гневу,
  • способный переносить лишения и боль,
  • способный делиться с учениками своими мыслями, когда они ждут его указаний.

Идеальный учитель - это тот, кто имеет твёрдую теоретическую базу и обладает большим практическим опытом, а также мудр, умел, искусен и благочестив. Он также должен обладать всеми необходимыми для постановки диагноза и лечения средствами, полноценными органами чувств, быть трудолюбивым и лишённым гнева, зависти и тщеславия, знать и чувствовать человека, быть разумным в выборе лекарств и назначении ле-чения. Его знаниям не должно мешать слишком большое количество прочитанных текстов и работ по медицине, и он должен уметь чётко излагать свои мысли. В обязанность наставнику вменялось передать подробные сведения их разных областей жизни и аюрведы, объяснять истинный смысл различной информации, заключенной в авторитетных текстах.

Качества врача

Качества, которыми должен обладать хороший врач:

Родившиеся в благородной семье, начитанные, обладающие практическим опытом, искусные в своём деле, честные и бескорыстные, способные определить болезнь по её внешним проявлениям, чьи рецепты и операции безукоризненны, всегда владеющие собой, располагающие необходимым оборудованием, отличным здоровьем и присутствием духа. Прекрасное знание анатомии и физиологии человеческого тела, законы, по которым оно рождается и развивается, а также и законы происхождения и эволюции Вселенной. Знание причин болезней, знаков и симптомов, предвещающих заболевание, а также признаков проявившихся болезней и методов их лечения - болезней легко излечимых, трудноизлечимых, излечимых лишь на время и неизлечимых. Знание всех восьми отделов Аюрведы и диапазона применения каждого их них. Обладание способностью быстро схватывать идею любого текста, применять свои знания на практике для лечения болезней и, после определения природы и причины болезни, её стадии и необходимых для её лечения средств, быстро и эффективно приводить ткани организма в нормальное состояние. Хороший врач должен быть наделён отличной памятью и интеллектом, а также теоретическими и практическими знаниями; иметь глубоко развитую сердечность и симпатию по отношению ко всем живым существам. Обладающие этими качествами врачи действительно способны спасти больному жизнь и вылечить его от любой болезни.

Качества ученика

В древние времена обучение Аюрведе проходили только избранные, в соответствии с принципами карма и гуна. Карма означает, что человек должен был получить благоприятное рождение (роду нандья - потомственные лекари), чтобы он с самого раннего детства мог усваивать необходимые принципы и получить должное воспитание. Гуна означает соответствующие способности. Не все желающие считались пригодными к обучению аюрведе. Решение об обучении принималось наставником, который сначала всесторонне испытывал человека, желающего стать учеником. Тот должен был обладать определенными физическими и моральными качествами.

Некоторые требования к ученику, которые предписывали Чарака и Сушрута:

  • спокойствие; природное благородство; доброта; неспособность совершить подлость; чистота в поступках; упорство и настойчивость; отсутствие тщеславия, интеллектуальность, вдумчивость и сострадательность;
  • наличие хорошей памяти и способности рассуждать; свобода мысли; желание познать истину и преданность истине; способность понимать истинную природу вещей;
  • физическое совершенство; хорошо работающие органы чувств; нормальное состояние глаз, лица и носа; тонкий, красный и чистый язык; здоровые зубы, губы и нормальный голос;
  • скромность и отсутствие эгоизма; отсутствие раздражительности и вредных привычек;
  • отсутствие склонности совершать ошибки под влиянием страстей: играть в азартные игры, спать в течение дня, плохо отзываться о других, увлекаться женщинами, пением и танцами, игрой на музыкальных инструментах и бесцельными прогулками.
  • ровный характер, чистота, хорошее поведение, любовь к учёбе, энтузиазм и добрый нрав;
  • преданность учению; непрерывный интерес к изучению теории и практики постигаемой науки;
  • отсутствие лени и жадности; склонность к уединению; отсутствие надменности, гордости, гнева, алчности и лени
  • расположенность к другим людям; склонность искать во всех существах прежде всего хорошие черты;
  • соблюдение всех указаний учителя; преданность учителю.

Ученику следует стремиться приблизиться к такому учителю, уважать его так же, как бога, отца и наставника. После овладения основами учения, ученик должен, с его благословения, продолжать упорно трудиться, чтобы достигнуть совершенства в знании теории, ясности выражения мыслей, понимания различных подходов, методов и способов, и овладеть ораторским мастерством.

Ученик не должен был ограничиваться изучением одной только Аюрведы, но должен был освоить максимальное количество всех других отраслей науки и философии, которые могли способствовать истинному пониманию человека. Ученику стремились объяснить, что формальное обучение - это лишь тот минимум знаний, которыми должен располагать врач.

Текстовая версия лекции:

Вишва Дэв: Добрый день! Тема сегодняшней лекции - качества ученика, учителя и аюрведического врача. Эта тема больше всего должна интересовать тех, кто хотел бы аюрведой заняться профессионально и посвятить ее всю свою оставшуюся жизнь, потому что для профессионального освоения аюрведы нужно уже ехать и получать полноценное обучение в Индии. Т.е. нужно искать учителя или как минимум поступать в аюрведический колледж и становиться профессионалом. Но в текстах по аюрведе рассказывается, каким должен быть ученик, каким должен быть учитель и каким должен быть аюрведический врач. Причем, большой список качеств имеет как бы морально-нравственный характер и также какие-то определенные врождённые качества. Чаще всего считалось  самым благоприятным, если ученик рождался уже в семье аюрведического врача. Тогда он имел возможность с самого детства видеть, как работает его отец, и чаще всего, если в семье рождался сын, то сыну передавалось вот это знание по наследству. Т.е. с самого детства отец уже каким-то вещам постепенно сына учил, и сын по примеру отца приобретал все необходимые качества. Чаще всего считалось, что в определенной семье рождается человек с определенными подходящими качествами и ему по наследству можно передать родовое семейное дело. Но, если ученик не рождался в семье учителя, то тогда учитель, перед тем, как принимать ученика, мог познакомиться с ним, подробно изучить его качества. И, если каких-то качеств не хватало, он мог или поставить перед учеником задачу эти качества определенным образом приобрести - дать какие-то рекомендации или просто сказать о нехватке каких-то качеств - или же учитель брал на себя ответственность, чтобы эти качества в ученике взрастить за период обучения. Список таких качеств очень большой, я, в основном, сегодня перечислю самые основные. Такими качествами ученика являются следующие: спокойствие, природное благородство, доброта, неспособность совершить подлость, чистота в поступках, наличие хорошей памяти и способности рассуждать – свободомыслие; человек уже должен обладать достаточно развитым интеллектом, чтобы усвоить ту науку, которой он будет обучаться. Свободомыслие нужно для того, чтобы в аюрведе было написано очень много различных трактатов, и они были на самые разные темы, чтобы ученик мог ознакомиться с различными трактатами самостоятельно и уметь смысл их видеть и  свободно оперировать информацией в сфере своей профессиональной деятельности. Там же считалось очень важным качеством желание познать истину и способность понимать истину. Потому что  аюрведа является только частью ведической культуры и вся ведическая культура направлена на то, чтобы человек узнал, кем он является на самом деле, и реализовал весь свой врожденный истинный потенциал, а для этого нужно уже постигать истину. Такая обязанность ложилась и на ученика - он должен был желать познать истину, потому что аюрведа была только одним из разделов и одной из наук в огромном учении и традиций ведической культуры.  Также от ученика требовалось определенное физическое совершенство, в первую очередь - хорошо работающие органы чувств. Ученик должен был быть совершенно здоровым и органы восприятия у него должны были работать самым идеальным образом, потому что это было очень важно для  диагностики. Благодаря повышенной чувствительности ученик должен был обладать способностью на вкус, на запах определять качество растений, потому что многие качества ученик должен был определять сам, если ему попадались незнакомые растения. Но обладая достаточным опытом, он мог это делать, уже не заглядывая в какие-то справочники и не устраивая какие-то сложные химические анализы, а именно только за счет хорошо развитого вкуса и обоняния. Предполагалось, что у ученика отсутствуют какие-либо вредные привычки, которые бы отвлекали его от обучения или которые бы могли заставить его совершать какие-либо аморальные поступки. И еще одной важной чертой была склонность всегда искать во всех существах хорошие черты, ученик аюрведического учителя должен был обладать склонностью иметь позитивное мышление - во всех существах видеть что-то хорошее. Ведь если у врача будут какие-то негативные взгляды на пациента, то он не сможет ему помочь, потому что будет очень плохо налажен психологический контакт, да и мотивации у врача будет снижена. И одним из важных качеств считалось преданность учителю и соблюдение всех указаний учителя. Это объяснить можно тем, что аюрведа, как одна из частей духовных наук, была передана божествами, и потом передавалась по линии передачи от учителя к ученику. Поэтому для того чтобы обрести связь с божествами и получить самые тонкие и самые сложные знания, для этого нужно было преданность учителю, абсолютное доверие в том, чему учитель его учил. Если такой преданности не было, ученик мог не получить некоторые виды знаний, потому что они были очень тонкие и требовали очень специфического склада ума и работы органов чувств. Т.е. нужно было развивать интуицию, и это тоже развивалась опять же благодаря преданности учителю. Потому что учитель как бы был образцом для ученика и благодаря общению с учителем ученик эти качества учителя как бы перенимал за счет сначала подражания тем действиям, который совершал учитель, а потом выработки в себе индивидуальных качеств того же самого характера. Ученик не должен был ограничиваться изучением  только одной аюрведы. Он также должен был освоить максимальное количество различных других отраслей науки и философии ведической культуры, которые могли  способствовать истинному пониманию смысла жизни человека и могли пригодиться при лечении человека. Очень хорошее знание человека необходимо было, потому что аюрведа лечит целого человека, на его рассматривают как очень сложный комплекс различных качеств, различных структур и систем, и лечить нужно человека в целом. Аюрведа всегда знала, что если возникает какое-то заболевание, то это показатель того, что произошли нарушения  как минимум на всех трех уровнях: на уровне ума, на уровне впечатлений органов чувств и на уровне физического тела. Поэтому и требовалось целостное лечение, но это, конечно же, касалось особенно тех случаях, когда лечение уже было проведено очень поздно, и болезнь была очень сильно запущена, которая даже дошла до стадии осложнения. Тогда задействовались все три уровня, и нужно было иметь очень глубокие знания, как какие системы и на каких уровнях функционируют. И чтобы ученик имел дополнительную мотивацию к изучению различных наук, то ему объясняли, что то, что он учит аюрведу – это как бы  формальная часть обучения, т.е. ему давался необходимый минимум знаний, и дальше он должен был заниматься саморазвитием. Например, предполагалось, что аюрведический врач имеет очень хорошие познания джойтиша - аюрведической астрологии. По астрологическим картам рождения человека можно определить доминирующую дошу, даже не глядя на человека, можно определить те периоды в жизни человека, когда его здоровье будет подвергаться какому-то воздействию со стороны планет, со стороны окружающей среды, периоды каких-то удач и неудач. Можно определить именно те факторы риска, которые могли быть очень тонкого характера воздействия на человека, которые тоже нужно было учитывать, потому что влияние планет было очень сильным и нужно было уже знать, как нужно защищаться от планет или какие болезни могут какие-то планеты вызывать. Вот эти знания тоже нужны были ученику, также полезными были знания в науке хиромантии, науки васту - искусстве строительства дома. В данном случае аюрведический врач мог определить, что кроме каких-то внешних и внутренних факторов, один из внешних факторов оказалось неудачное строение дома - дом был построен вне соответствия с законами науки васту и какие-то энергии были в доме негармоничны, которые отрицательно влияют на здоровье человека.

И те качества, которые ученика в себе развивал, потом отзывались максимальным образом - он имел огромный опыт, имел уже четкие проверенные знания, четкие выработанные качества. И после того как он становился профессионалом, на определенном этапе жизни у него возникала уже возможность учить других. Предполагалось, что за время врачебной практики у него вырабатывается еще некоторые качества, которые на этапе ученичества не вырабатывались, а возникнут только уже потом, во время врачебной практики. Такими качествами являются: сострадание ко всем, кто обращается к учителю, абсолютно безупречное поведение, должен быть огромный практический опыт и идеальные знания теории. Также учитель не должен питать преступных намерений и не должен быть склонным гневу. Это очень важный момент, так как ученики могли разные попадаться, и он должен был обладать огромным терпением и огромным состраданием, чтобы понять, что ученики находятся как бы в сыром виде, им предстоит еще только приготовиться быть «обожженными» истиной и знаниями, чтобы превратиться в достойный продукт воспитания и обучения. Учитель должен был обладать способностью переносить различные лишения и боль. Должен иметь способность делиться с учениками своими мыслями и своевременно давать им необходимые указания. Учитель должен быть способным объяснить истинный смысл различных учений, различных теорий, которые могли излагаться эзотерическим символическим языком.  Таким языком иногда некоторые тексты писались, чтобы не открывать истину профанам, которые могли бы это использовать для собственного вреда.

И у врача тоже должны быть определенные качества, которые он должен был развивать по мере врачебной практики, но и которые должны быть у него природно заложенными. Это: быть честным, бескорыстным, всегда владеть собой, т.е. полностью контролировать любые эмоции, чувства и мысли. Врач должен быть уверен в своих собственных знаниях -  в этом он обретал уверенность только по мере  длительного интенсивного опыта по применению своих знаний. Он должен был знать все восемь разделов аюрведы, знать диапазон применения каждого из них и должен был обладать способностью быстро схватывать идеи и смысл любого текста и потом применять эти знания на практике для лечения болезней, а также для определения природы и причины болезни. Имеется в виду, что возникали различные новые болезни, и врач должен был обладать  достаточной ясностью, чтобы обладая универсальной системы диагностики, разобраться в причинах возникновения новых видов заболеваний и для выработки эффективных методов лечения этих заболеваний. Также хороший врач должен обладать хорошей памятью, интеллектом, различными духовными качествами, такими как стремление к истине (для врача это естественно, потому что аюрведический врач - это не тот человек, который закончил курс обучения и дальше уже не занимается своим развитием). Аюрведический врач продолжает заниматься познанием истины и углублением своих знаний в своей области. И поэтому аюрведический врач - это специалист, который продолжает и дальше учиться. И еще одним из важных качеств для юридического врача является обладание высоким уровнем энергии. Потому что если врач не будет высоким уровнем энергии обладать, то тогда у него возникает риск заболеть теми болезнями, которыми болеют его пациенты. И в этом смысле уровень здоровья,  иммунитета у врача должен быть максимально высоким. Но с другой стороны, некоторые врачи проводили иногда опыты на себе -  если у них возникали те же симптомы, что и у больного, они могли на  своем опыте точно знать, что чувствует пациент, какие симптомы у него возникают и в некоторых отдельных случаях на себе проводить, возможно, какие-то эксперименты. И к тому же один из способов постановки диагноза - это развитие повышенной чувствительности, эмпатии -  способности вживаться в ощущения другого человека, в его образе миросозерцания, чтобы аюрведический врач мог понять, какие, возможно, неправильные привычки ума или неправильные способы обработки информации есть у человека, чтобы помочь ему справиться с проблемами. Западная медицина таким вещам внимания вообще не уделяет. Т.е. приходит пациент - у него депрессия и так далее, ему могут посоветовать сходить к психиатру. Но в западной медицине психиатрическая помощь не совсем адекватна, потому что она полностью оторвана от других разделов медицины и нет  единой системы  диагностики. В аюрведе система диагностики едина - все диагностируется по трем дошам, по трем гунам и эти соответствия можно проследить на всех уровнях. И аюрведический врач всеми этими знаниями и способностями должен обладать. К тому же в процессе обучения в процессе практики аюрведический врач еще развивал различные другие способы восприятия, которые западной медицине практически неизвестны - это различные экстрасенсорные способности, благодаря которым аюрведический врач высокого уровня мог поставить диагноз только, предположим, пощупав пульс у пациента или, может быть, даже просто посмотрев на пациента. Самый высший уровень развития был такой, что к аюрведическому врачу могли прийти и просто рассказать о человеке, и он уже мог поставить диагноз, потому что он мог схватывать информацию на самых тонких уровнях существования и получать ее практически мгновенно. Вот такими качествами должны обладать ученик, учитель и юридический врач. И тот, кто хочет заниматься аюрведой серьезно, должен приложить все усилия, чтобы эти качества приобрести и приложить все старания, чтобы получить профессиональное образование.

До свидания, до встречи на следующей лекции!